169313, Республика Коми, г.Ухта, пр-т Ленина, д.25
Главная \ Эколята-Дошколята \ Круглый стол «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

Круглый стол «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 общеразвивающего вида»

МДОУ «Д/с №9»

Круглый стол «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

28.01.2022г

 

Цель: Совершенствование  знаний педагогов по  вопросам  проектной деятельности по экологии с помощью практических заданий, развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в области экологического воспитания с дошкольниками

Задачи:

-Повысить профессиональную компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников через проектную деятельность.

-Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие воспитателей ДОУ по данной теме.

-Развивать творческий потенциал педагогов.

 

ПЛАН:

I. Приветствие.

Определение цели и задач круглого стола. Сообщение плана работы.

II. Основная часть (теоретическая)

Сообщение «Экологическая деятельность через проектный метод с детьми дошкольного возраста»

Блиц-опрос «Формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях»

III. Практическая часть

Презентация проектов по экологическому воспитанию дошкольников

IV. Итог круглого стола

 

Ведущий:

  1. Сегодняшний круглый стол позволит поделиться опытом использования проектной деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по экологической направленности.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

На доске плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

2.  Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

 

  1. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку ФЭНТЕЗИ.

Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Сообщение «Экологическая деятельность через проектный метод с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Полищук М.В.

 

Далее наше  общение  пройдет  в  форме  игры. Вам как игрокам будут предложены 6 вопросов. На каждый вопрос предлагаются  4  ответа,  выбрать  надо  быстро один  ответ.  Если  он  успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (| или || степени)".

Вопросы игрокам:

1.Проект  в переводе с латыни это значит???

a)Выступающий вперед.

б)Бегущий впереди

в)Бегущий сломя голову

г)Впереди планеты всей.

2.Основополжником методов проекта является??

a)Ушинский

б)Крупенина

в)Килпатрик

г)Дьюи

3.Основное предназначение метода проектов?

a)предоставление   детям   возможности   самостоятельного приобретения  знаний  при  решении  практических  задач  или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

б)предоставление  детям  возможности  самостоятельно  планировать, решать, анализировать, подводить итоги.

в)Улучшить образовательный процесс.

г)Способствовать совместной работе педагог-родитель-ребенок.

Когда дети  входят  в  образ  персонажей  сказки  и  решают по-своему поставленные проблемы; это вид проекта??

a)Исследовательско-творческий:

б)ролево-игровой

в)информационно-практико-ориентированный

г)творческий

5.По срокам реализации проект может быть?

a)Краткосрочный

б)Срочный

в)Долговременный

г)длительный

6.Краткосрочный проект это?

a)Одно или несколько занятий

б)Один месяц

в)Один год

г)Один час

Победителям вручаются медали « Знаток проектного метода | и || степени», Отдельным

участникам вручаются медали за активное участие.

Блиц-опрос «Формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях»

(каждому  воспитателю задается по одному вопросу. За правильный ответ воспитатель получает 1балл).

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

2.Условия необходимые для экологического воспитания детей

(Экологическая комната, экологическая тропа, центр природы в группе, территория учреждения, участок)

3.Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

4.Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

5.Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование, исследование, наблюдение)

6.Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

7.Зачем нужно вести календарь погоды детям?

(Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

8.Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне?

(воспитываем навыки экологической культуры)

9.Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...»Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по познавательному развитию и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

10.На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

11.Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости (или вычеркнуть) приведенные ниже принципы создания экологического центра в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

*Наличие как можно большего числа видов растений и животных

*Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)

*Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)

*Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

*Обеспечение для детей возможности экспериментировать и исследовать

12.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

 

Шуточная игра «Концовки обманки». 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

 

  1. Презентация проектов по экологическому воспитанию дошкольников (воспитатели)

- «Защитим планету от мусора!»- подготовительная группа

- «Волшебная капелька – Экология!» - 2 младшая группа

- «Елочка-красавица» - старшая группа

- «Берегите птиц зимой» - средняя группа

 

  1. Итоги круглого стола

От правильного построенных  взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и  заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе через проектную деятельность.  А это  в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.